Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

Воздушные сражения в районе Крымской, апрель 1943 года

10 Март, 2020
11


С 28 апреля 1943 года развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская, которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая. Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, которое было запланировано на 29 апреля 1943 года. С утра 28 апреля немецкие бомбардировщики группами по 10-15 самолётов пытались сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. За день противник совершил 850 самолёто-налетов. Советские истребители для отражения воздушного противника произвели 310 самолётов-вылетов и сбили в воздушных боях 25 вражеских самолётов, потеряв 18 своих. С этого дня над станицей Крымская началось воздушное сражение, которое с небольшими перерывами продолжалось в течение двух недель. (Чечнева М.П. Сибирячка. - М. 1970.)

В ночь на 29 апреля 1943 года советская авиация провела ответную операцию по подавлению вражеской обороны в полосе будущего наступления. В течение трёх часов над полем боя действовало 144 бомбардировщика (в том числе и ночные бомбардировщики 46-го Гвардейского Таманского авиаполка), 82 штурмовика и 265 истребителей, которые прикрывали бомбардировщики. В течение суток наши лётчицы и лётчики произвели 1308 самолёто-вылетов, из них 379 вылетов ночью. В 50 воздушных боях они уничтожили 74 вражеских самолёта, зенитным огнём было сбито ещё 7 самолётов. Со стороны противника было отмечено около 700 самолёто-пролетов, инициатива в воздухе перешла в наши руки. В боевом донесении штаба Северо-Кавказского фронта в Генеральный штаб так оценивались результаты действий авиации за 29 апреля: «ВВС фронта, добившись превосходства в воздухе, ночью и днем уничтожали живую силу и артиллерию противника, прикрывали наши части в полосе 56-й армии. В течение дня вели ожесточённые непрерывные воздушные бои». (Чечнева М.П. А все-таки мы счастливые. - М., 1976.)

46-й Гвардейский Таманский женский авиаполк легких ночных бомбардировщиков в это время располагался в станице Ивановской, в 80-ти километрах от «Голубой линии». Их аэродром находился на окраине станицы, взлётной полосой служило чистое поле. Для врага их самолёты с воздуха были не видны, они были тщательно замаскированы под деревья и кустарники. Маскировке отводилось особенно много времени и сил, что объяснялось слабостью противовоздушной обороны импровизированных аэродромов. В станице Ивановской было большое лётное поле, но порой на нем скапливалось так много самолётов, что им становилось тесно, и тогда их разруливали по улицам и маскировали. (Ширер У. Взлёт и падение третьего рейха. - М., 1991.)

Нередко «По-2» возвращались на аэродром с пробоинами в плоскостях.

«- Это где же вас так угораздило? – спрашивали техники.

- В районе Крымский. Зато и фашистам досталось!

- А вас где? – слышалось около другого самолёта.

- В районе Варениковской. Ну и огонь был! Пять минут нас держали в прожекторах» - писала в своих воспоминаниях Магуба Сыртланова. (Антонов А.И., Баграмян И.Х. История ВОВ. Т.6. Т 2. – М., 1963)

#100фактовоВОВойне - это проект, посвященный Великой Отечественной войне и Победе нашего народа над фашизмом.

Под хэштегом #100фактовоВОВойне мы собираем и публикуем материалы о войне, о солдатском быте, об оружии и технике Победы, о наградах, а также истории людей, причастных к добыванию Победы.

#100фактовоВОВойне

#Крымскийрайон#Крымск#стофактоВОВойне#история#Победа